Иногда кажется, что северное сияние приходит в наш город на цыпочках. Мои наблюдения начались с балкона, откуда открывается вид на Шуваловский парк: в зимние ясные ночи по северному горизонту тихо ползли призрачные сполохи. Мама сказала: это северное сияние. Тогда засветки было меньше и ничто не мешало просто стоять и смотреть, как небо, будто занавесь из тончайшего шелка, меняет оттенки.
Когда пришла «цифра», я перестала только смотреть — захотелось запоминать свет. Пленка с ее низкой чувствительностью не прощала ошибок, а цифровые камеры подарили шанс ловить каждое дыхание неба. Сейчас уже и телефон умеет то, о чем раньше мечтала зеркалка: ночной кадр, который можно сразу показать друзьям и сообществу, и вот ты уже делишься своим кусочком северной ночи.
Я стараюсь не упустить ни одного сияния: экспедиционные наблюдения за небом проходят на открытых площадках с ясным небом. Снимаю длинные таймлапсы, пусть свет живет не только в памяти, но и в кадре. Есть в этом особые моменты, предугадывать миг, когда небо вот-вот вспыхнет.
Сияние рождается, когда магнитное поле Земли встречает солнечный ветер, поток заряженных частиц из корональных дыр, от вспышек и выбросов корональной массы. Когда межпланетное поле разворачивается на юг, навстречу Земному магнитному полю земная магнитосфера словно приоткрывает дверь: частицы устремляются в магнитный хвост, разгоняются и возвращаются к полюсам. Энергия заставляет светиться кислород и азот на высотах 100–150 км зеленым светом, выше, около 200–300 км, красным, а азот добавляет фиолетовые и розовые края.
Для Петербурга сияние видно на горизонте при незначительной геомагнитной активности, когда магнитные бури не фиксируются, а в сильные бури, зона полярных огней расширяется на юг сияние в Петербурге можно найти в зените, над головой.
Если хотите обсудить, когда и как лучше выбираться за сиянием, присоединяйтесь к нашему чату в Telegram: @aurora_ru. По личным вопросам можно написать мне: Катя Стрельникова (@lady_noname).