Skip to main content
search
0
НаблюденияПоездки

Охота за северным сиянием — Мурманск.

By 13 января, 2022No Comments

Охота за северным сиянием

Мурманск

 


Поездка началась с сообщения в группе охотников за сиянием: готов к прилёту ветер из корональной дыры и вечером, если подгадать погоду — шансы повидать слабенькое, но северное сияние десять из десяти.
Ближайшее от Петербурга небо нашлось в Мурманске, в ночь 19 января раздумывала о том, ехать ли на своей машине или что делать. В половину седьмого утра предложила товарищу Вадиму слетать в Мурманск на самолете, а там что нибудь придумаем, на чем отправиться в далекие леса Кольского полуострова, а если повезет, то и заехать в Териберку. Вадим сообщил нет проблем, к вылету готов и купил билеты на 17.30. Я спокойно заснула, а когда проснулась съела тарелку запаренной кипятком овсянки, покидала в сумку фотоаппарат и пару объективов, быстро села в машину и поехала в магазин за стельками с подогревом, купила еще и химические грелочки для рук, все купила, а еще купила дутики, потому что мои ботинки для снегоходов возможно не прошли бы весовой контроль в аэропорту. Шутка, лень тащить чемодан на пару дней, а в рюкзак бы не влезли. В последний момент с распечаткой электронных билетов влетели в самолет, пообедать в Пулково не удалось. Из самолета договорилась с Владимиром Онацким, катающим туристов по Кольскому и в Териберку, о том, чтоб ждал вечером для катания, сообщила адрес где нас забирать. Быстро и весело долетели, сели, выгрузились.
Авиакомпания Россия начала продажу слабоалкогольной продукции и растворимой пищи в стаканчиках на внутренних рейсах, пиво было, а вот еды — нет.
Вид на город от Алёши

В аэропорту встретил и забрал наш сисадминский товарищ из телеграм-чата сисадминов, Ник. Любезно покатал по городу, закупили еды, поехали в апартаменты. На подъезде к месту жительства получила сообщение Владимира, он выехал и нам пора выходить.

Квартира на Горе Дураков. Северный проезд, д. 18

Апартаментами оказалась двушка в девятиэтажке, бронировала через Booking.com, две ночи стоили 7000р, а так же оставили залог в 1000р. В квартире нашлось: плита; микроволновка; 1 телек; стиральная машинка; балкон где покурить; много кресел; 10 пледов распиханных по шкафчикам. Я обрадовалась, когда увидела полотенца и принадлежности для душа, но заправлена только одна постель, дополнительного белья не нашлось, пожертвовала подушку Вадиму. Быстро сделали бутеры из колбаски и батона, переоделись в теплые вещи, выбежали в машину прямо из подъезда.

Владимир сразу же помчал в лес, к слову погода не обещала быть суровой на эти дни. Воздух похолодал до -10 -15 градусов, небо с переменной облачностью. В машине поели бутеры, поболтали за жизнь. Умчали по дороге к Серебрянской ГЭС и Териберке (красной).

Из города есть 4 направления, по которым можно искать менее облачную погоду. Мурманчане жаловались на дороги, хотя меня такое качество покрытия устроило, ни дыр, ни колейности нет. Правда еще нет и обочин, вместо обочин вершки, классные повороты и горки.

Восточнее:

Красная — в сторону Териберки, через 80 км начинается грунтовка, есть грунтовые отворотки, часто встречаются охотники и пьяные водители. Из видов: просторы, реки, озера, сопки.

Синяя — в сторону Петербурга, отличная дорога, часто встречаются асфальтированные отворотки на другие населенные пункты. Встречается высокий лес.

Западнее:

Лиловая— на Никель и к границе с Норвежцами. На дороге есть достопримечательности и памятники, каменные карьеры, много сопок и озер. Редко встречаются обочины, отворотки тоже не частое явление.

Зеленая — вверх по течению реки Туломы. Прокатиться туда не хватило времени.

Около полуночи, ожидая сияние мы заметили дугу, зеленоватая радуга быстро начала разгораться и подниматься, а по небу шмыгали мелкие тучки. В какой-то момент и небо затянуло, да и пейзаж парковки надоел. Владимир перевез нас на озерко поблизости, техника покрылась инеем, объективы — толстой коркой льда. Пока ехали — почистили стекла.

Только остановилась машина, без десяти минут час, началось сильное небесное шоу. За параметрами мы особо не следили, экономили батарейки на телефонах. При попытке сделать фото обнаружилось, что села батарейка, у меня началась паника, какая красота на небе, а я не снимаю. Я без перчаток, но отмерзшие руки переставили в камеру запасной аккумулятор, тепленький, из нагрудного кармана.

Самый разгар
Вид на восток
Фотография южного неба.

Засияло все небо, разноцветные всполохи заполонили небо со всех сторон света, и даже на юге. Небо с запада стало затягивать пеленой, в 2.30 перестало сиять, мужчины замерзли и к сожалению пришлось ехать домой. Поездка с Владимиром стоила 4000р с человека. Владимир еще и фото туристам делает на фоне сияния.

Запад

После шоу завезли третьего коллегу в отель, Владимир закинул нас в бар Чердак, взяли по шоту с самбукой, абсентом и по бутылочке ипы домой, отметить и согреться. Поели салаты из магазина. Мороз не опускался ниже -15.

Ночью я мерзла в теплой квартире, но десяток теплых пледов выручил, укуталась в три и уснула к рассвету. Проснулась в три часа дня, посмотрев зарево заката, прогнозы погоды, прогнозы солнечной активности. Надо срочно решать как и куда поехать в ночь. Написала сообщение Игорю Матвееву из Мончегорска, с которым охотились на севере в прошлый раз, с кем бы нам поехать на охоту, посоветовал Любовь Трифонову, описал Любовь как истинного энтузиаста, любительницу приключений, не боящуюся пролететь 300км за ночь ради фото сияния на фоне северного ледовитого океана в районе Териберки. С Любовью познакомилась Вконтакте, но к сожалению, писать надо было раньше, Кольские фотографы ждали обещанные прогнозом параметры и забронировали все места, договорились на другой раз. Погрустив нашла в гугле прокат авто и заодно такси до него.


Есть в Мурманске особый метод изымания народных деньжат и туристический фетиш — Териберка. Село прославилось видами северного сияния зимой, на фоне воды и некой кинолентой. Село стало меккой. Туристы в Териберку едут на авто, заводят каналы о путешествиях, делают массу фото о быте людей на земле, на которой даже картошку посадить нельзя. Автобусы ходят раз в три дня, а дорогу регулярно перекрывают из-за снежных завалов. Любовь рассказала что в 2015 году дорогу закрыли на 10 дней. Хорошо, что там есть хостел и магазин.

На седанах в аренду по 2000р сутки — туда нельзя, за нарушение правил — штраф, а именно полное удержание залога. За джип агентство попросит дополнительно 1000 рублей, за амортизацию, залог в 15, аренду за сутки в 4900р и можно ехать, но вспоминая про закрытые дороги — не охота. К слову Владимир возит экскурсии днем все по той же таксе, 4000 рублей с носа, до трех пассажиров. С джипами тоже есть свои нюансы, бронировать все нужно заранее. Машины оборудованы GPS маячками и обмануть систему не выйдет. Так же есть лимит на километраж.

В общем смирились, сели в солярис, замерзший после мойки и поехали по вчерашним местам, полазали по горкам, по сопкам, скатали на озерко, с трудом вылезли оттуда на дешевой резине, стало ясно что моя летняя — мягче. Доехали до плохой дороги, развернулись. Задали вопросы Дамиру куда ехать, он рекомендовал юг и не прогадал. Вадим посмотрел отворотку по карте, по дороге заехали на заправку. Бензобак не открывался, двери не закрывались. Истерично дергала рычаг в салоне, Вадим тянул крышку, насилу открыли заразу. Бензин пришлось заправить в ужасной советской колонке от Лукойла, помчали на юга.

Слева направо: Наш солярис; влюбленная пара; Владимир; Александр.

В отворотке нашли микроавтобус, после нескольких бесед выяснилось что это Александр Степаненко. Подъехали еще машины, среди них и Владимир с новой партией туристов. Нас уже ничего не интересовало. Только звезды и чахлая зеленая дуга.

Лес был некрасивый, луна тощая, кругом — засветки, дуга чахлая.

Просидели до трех утра 20 января, так как все прогнозы заголосили что именно с трех до шести охотников ждет совершенное чудо. Мужчины сдались и отправились по домам, а мы поехали смотреть окружающий мир и дернули по дороге к Никелю через заправку с пирожками и жидким ключом для разморозки замков машины.

Абраам-Мыс, вид на Мурманск.

В сам Абраам-Мыс не заехали, поехали дальше по шоссе, но там самолеты времен ВОВ на постаментах. Ехали прямо, не останавливались, глазели на ясное небо, на окрестности, Вадим вроде даже поспал немного. До отметки 1430км неспешно докатил нас солярис, потом развернулись и остановились на повороте на Ура-Губу. На часах 7 утра. Покурили и я разглядела дугу через все небо, слабую, блеклую. Остались, Вадим записал видео, у меня фотографии.

Дождались рассвет.

Покатили домой, иногда останавливаясь посмотреть по сторонам.

Наш солярис.

Доехали без приключений, сдали машину, выселились. Со скарбом отправились искать рыбные места, где их искать спросила у Любови. Приехали к магазинам с рыбой, там по отличной цене копченая рыба, на 40% дешевле Питера. Нежная, не засушенная до смерти, не вяленая, свежая такая, копченая рыбка. Икра — дорого, заморозка — дорого. Мороженую рыбу не стали брать, но ходят слухи что в порту продают недорого. От рыбного места прошлись пешком вдоль улиц с пятиэтажками, поели в кафе, вызвали машину до аэропорта. Пока ели написал Дамир о том, что вот-вот прилетит новая партия ветра, надо оставаться и ехать в лес. Вышли из кафе без окон, на улице еще слишком светло. Сели в такси и укатили в аэропорт. Когда стемнело выползли из него и с вещами пошли искать Аврору в аэропорту, вышли за парковку к подстанции, нашли лесок. Глаза сразу нашли в леске две дуги, простояли полчасика, у меня отмерзло все, так как теплые вещи уже сняли сразу в аэропорту, без термушки, без стелек, без шерстяной жилетки, а температура упала до -24, на ветру до -27.

Еле убежала в тепло, в самолет и скорее домой.

Что понравилось?

  1. Направления движения из Мурманска, отличные просторы для маневров на небольшом расстоянии.
  2. Покрытие сотовой сетью — удовлетворительно.
  3. Дороги. Почищены, посыпаны, интересно ехать.
  4. И самое главное — общительные и интересные люди.

Что не понравилось?

  1. Отсутствие парковок, смотровых площадок, пеших троп, оборудованных площадок для отдыха.
  2. Захламленность природы, мусор, строительный мусор, результаты отдыха населения и туристов. Нет урн и помоек на трассе.
  3. Отсутствие заправок и кафе на трассе, имеющиеся — некачественные. Таксист жаловался на Роснефть, после их топлива машина стала глохнуть и он влетел на ремонт. В условиях Заполярья и экстремальных температур — это недопустимо, могут погибнуть люди.
  4. Качество и цены на гостиницы — убивают.
  5. Мало ресурсов мониторинга погоды, нет веб камер, показывающих все небо.

В городе царит атмосфера уныния, его молодые жители стремятся не работать, но красиво жить в Питере или Москве. Так не бывает.

Сам город — замечательный. Многоуровневый, интересный. Много построек ранних и поздних советов.

Close Menu